Геодезические работы при проектировании и строительстве туннелей

Геодезические работы при проектировании и строительстве туннелей

Наиболее важными и ответственными являются работы, связанные с обеспечением сбоек подземных работ с необходимой точностью. При проектировании нужно получить необходимый топографо-геодезический материал, а при строительстве — правильно перенести в натуру оси трассы и очертание запроектированного тоннеля. Для удешевления строительства габаритный запас устанавливают как можно меньше (10 см для тоннелей метрополитена и ж/д). В результате этого повышаются требования к точности геодезических работ.

При строительстве геодезист выполняет очень большой объем работ:

  • контроль за вертикальностью проходки стволов;
  • проверка правильности установки каждого тюбинга;
  • ведение щита по трассе;
  • съемка контуров разработанной породы;
  • съемка контуров внутреннего очертания обделки тоннеля;
  • подсчет объемов выполненных работ по результатам выполненных съемок;
  • контроль за возможными смещениями точек съемочного обоснования;
  • наблюдения за деформациями тоннеля и сооружений на дневной поверхности.

При сдаче тоннеля в эксплуатацию вместе с исполнительными чертежами геодезисты сдают каталоги геодезического обоснования на поверхности и в тоннеле. При эксплуатации тоннелей геодезисты производят измерения для определения величины деформаций и принимают участие при рихтовке и переукладке путей.

Способы проектирования трассы тоннеля

Применяют два способа проектирования трассы: геометрический и аналитический. При геометрическом способе ось тоннеля трассируется непосредственно на поверхности земли. Измеренные углы и линии вынесенной и закрепленной в натуре оси тоннеля принимают за основу при перенесении оси под землей. Поэтому ошибки геодезических измерений оказывают влияния на точность проектирования. Способ применим при сравнительно несложных топографических условиях и при отсутствии застройки.

Аналитический способ применяют при проектировании метрополитенов и тоннелей в сложных топографических условиях. Сущность способа заключается в следующем:

  1. Трассу наносят на план масштаба 1:2000 или более мелкого масштаба.
  2. Графически определяют координаты вершин углов поворота.
  3. Решая обратные геодезические задачи, вычисляют азимуты трассы и расстояния между вершинами поворотов. Углы вычисляют до 0.1, а расстояние до мм.
  4. По азимутам отдельных участков определяют углы поворота и, задаваясь длинной радиусов круговых кривых вычисляют до мм длины кривых и линий тангенсов.
  5. Эти величины принимаются за основу для дальнейшего проектирования и вынесения оси тоннеля в процессе строительства.

Ошибки графического определения координат могут вызвать небольшое смешение трассы по отношению к ситуации, но все точки поворота трассы будут между собой строго математически согласованы. То есть, на точность проектных расчетов будут влиять только ошибки округлений при определении основных элементов трассы.

Публикации

Контроль влажности грунта — один из фундаментальны…
Контроль влажности грунта — один из фундаментальных параметров в инженерно-геологических… ещё
Испытательная лаборатория
Испытательная лаборатория — надёжный гарант качест…
Капитальный ремонт школ, гимназий, детских садов и других образовательных учреждений —… ещё
Особенности строительства уличного скалодрома
Уличный скалодром — это сложное инженерное сооружение, сочетающее в себе требования… ещё
Испытание степени уплотнения
Испытание степени уплотнения подстилающих слоёв: п…
Надёжность любого дорожного или благоустроенного объекта — будь то автомобильная дорога,… ещё