Наблюдения за трещинами в стенах

Наблюдения за трещинами в стенах

Неравномерные осадки и деформации вызывают появление трещин и швов в несущих конструкциях. Наблюдение за трещинами и швами позволяет определить взаимные перемещения отдельных частей зданий или сооружений и выявить причины, способствующие их появлению. Для измерения трещин в строительстве пользуются различными приспособлениями и способами для фиксирования удлинения трещин, их глубины и ширины.

Удлинение трещин является основным показателем развития деформаций. При этом характерны небольшие трещины, начало и конец которых должны быть зафиксированы. Определение концов трещин требует особого внимания, так как волосяные трещины без помощи лупы зачастую трудно установить.

При наблюдении концы трещин периодически отмечают поперечными к ним штрихами, сделанными краской или острым инструментом. Рядом со штрихом пишут дату наблюдения. В следующем цикле наблюдений такими же штрихами отмечают новые границы трещин. С помощью миллиметровой линейки измеряют расстояние между смежными поперечными штрихами, то есть фиксируют удлинение трещины. Наряду с этим измеряют ширину раскрытия трещин и с помощью металлического щупа — их глубину.

Наблюдения за трещинами в стенах

Измерение ширины трещин выполняют следующими способами:

  1. Перпендикулярно трещине наносят прямую линию и короткие штрихи — царапины через каждые 10 мм, идущие параллельно трещине. По нанесенным штрихам производят замеры миллиметровой линейкой в циклах наблюдений и делают выводы о происходящем процессе. Точность измерений составляет 0,3-0,4 мм. Этот способ применяют тогда, когда закрепление всяких заметных приспособлений нежелательно.
  2. Наиболее распространено наблюдение за трещинами с помощью маяков различных конструкций, чаще в виде плиток из гипса, алебастра или цемента, которые закрепляют поперек трещин. Рядом или на маяке пишут дату и номер, а затем через определенное время проверяют. На активной трещине появится разрыв. Дату разрыва отмечают в журнале наблюдения и закрепляют новый маяк. Использование маяков дает только качественные показатели того, что деформации продолжаются или закончились. Недостаток способа — требуется много времени, а данные характеризуются малой точностью.

Для получения количественной характеристики поведения трещин закрепляют более сложные маяки: металлические, снабженные закладными частями для точных измерений; маяки конструкции И.М. Литвинова, которые позволяют наблюдать за раскрытием трещин как на стене, так и в углах конструкций, а также фиксировать вертикальное смещение одной грани трещины по отношению к другой; маяки Ф.А. Беликова, позволяющие определять взаимное смещение сторон трещины в трех направлениях.

Для измерения деформаций в несущих конструкциях при обследовании зданий и сооружений применяют жесткие шаблоны — деформаторы. Они позволяют измерять расстояние до двух метров между закрепленными марками с точностью от 0,01 до 0,001 мм. Для измерения ширины деформационных швов применяют щелемеры, а также дилатометрические скобы, разработанные разными авторами.

Наблюдения за трещинами вышеуказанными способами просты и удобны, но они имеют и существенные недостатки: сложность измерений в труднодоступных местах и тяжелых условиях, а также отсутствие возможности автоматизации процесса измерений. Поэтому в отдельных случаях наблюдения за изменением трещин выполняют методом фотограмметрии. Периодические фотоснимки позволяют с высокой достоверностью определять состояние трещин и их развитие.

Публикации

Контроль влажности грунта — один из фундаментальны…
Контроль влажности грунта — один из фундаментальных параметров в инженерно-геологических… ещё
Испытательная лаборатория
Испытательная лаборатория — надёжный гарант качест…
Капитальный ремонт школ, гимназий, детских садов и других образовательных учреждений —… ещё
Особенности строительства уличного скалодрома
Уличный скалодром — это сложное инженерное сооружение, сочетающее в себе требования… ещё
Испытание степени уплотнения
Испытание степени уплотнения подстилающих слоёв: п…
Надёжность любого дорожного или благоустроенного объекта — будь то автомобильная дорога,… ещё