Российский рынок геодезических приборов: ожидания не оправдались

1

Российский рынок геодезического приборостроения: GNSS-приемников, электронных тахеометров, лазерных дальномеров, оптических и лазерных нивелиров и др. — так и не вернулся к докризисным объемам продаж. В ближайшее время общее снижение спроса сохранится.

Продавцам геодезических приборов приходится работать на грани рентабельности. Только такие жесткие условия позволяют удержать объемы продаж. Вместе с фактической девальвацией рубля с рынка стали уходить деньги, в том числе и на приобретение геодезических приборов. Спрос на геодезическое оборудование уменьшился в несколько раз, а некоторые геодезические приборы перешли в разряд единичных продаж. Сегодня узкоспециализированный, но выгодный бизнес в области геодезического приборостроения, на котором сфокусировалось большинство компаний, не дает объемов продаж, необходимых для развития. В то же время при незначительных объемах продаж достаточно сложно представлять потребителям привлекательные цены.

Российский рынок геодезического приборостроения достаточно специфический, и благодаря этому никакие другие направления здесь не выживают и не развиваются. Все эти кризисные годы сам рынок работал четко, по определенным сегментам и в первую очередь там, где была высокая маржинальность в сочетании с потребностями рынка и быстрой реакцией на запросы потребителей.

Сейчас маркетологи не могут нормально прогнозировать спрос, потому что нет технически обоснованной, но реальной программы сменяемости геодезических приборов у заказчиков. Также действует эффект отложенного спроса. Эксперты четко говорят, что активизации потребителей геодезического оборудования пока нет и не предвидится, т.е. спрос не растет даже на ожиданиях дальнейшего повышения цен на геодезические приборы.

В то же время среди экспертов, в связи с резким падением курса рубля и соответственно увеличением стоимости импортных геодезических приборов, до сих пор нет точного понимания понятия «справедливая стоимость» — конечной цены для покупателя конкретного геодезического прибора. При этом потребитель уверовал в «миф» о чрезвычайно высоких ценах на геодезическое оборудование и не спешит приобретать новые приборы, все чаще обращаясь к вторичному рынку.

Однако, несмотря на общее снижение объемов продаж и отсутствие существенных потребностей в крупных закупках, спрос на качественные геодезические приборы пусть на минимальном уровне, но продолжает сохраняться. Прежде всего, речь идет о геодезических приборах мировых брендов, одним из которых является Leica. При этом даже маркетологам сложно разобраться с текущими проблемами российского рынка.

2014–2016 годы фактически ознаменованы масштабным экономическим кризисом, и поэтому пока активно не реализуются стратегические задачи. Следует признать, что сейчас очень мало проектов с большим потенциалом и масштабными задачами и целями. Вместе с тем кризис заставляет нас анализировать ситуацию, искать понимание того, куда мы хотим и можем расти.

Например, в так называемом корпоративном блоке можно работать с крупными потребителями, хотя опыт прошлых лет показывает, что концентрация по крупным заказчикам — это далеко не лучший подход к формированию портфеля заказов. Вместе с тем, даже в кризис, у всех компаний есть одна общая стратегическая задача, например экстенсивный рост базы потребителей. Однако надо четко отдавать себе отчет в том, насколько «игра стоит свеч».

В 2016 году были определенные ожидания восстановления рынка, но они не оправдались. Сегодня на российском рынке остались только прибыльные компании, т.е. те, которые своей текущей деятельностью покрывают все свои расходы. Однако для развития уже не хватает средств. Наращивание рыночной деятельности в условиях стагнации сложно, практически невозможно — по динамике продаж видно, что роста не показывает почти никто из компаний, представленных на российском рынке.

Публикации

Hexagon выпускает Luciad 2020.1
Подразделение Hexagon Geospatial запустило Luciad 2020.1, существенное… ещё
VeriDaaS планирует проект по картографированию LiD…
VeriDaaS Corp., компания, занимающаяся геопространственными решениями,… ещё
Esri UK в партнерстве с Heliguy
Esri UK объявила о новом партнерстве со специалистами по дронам Heliguy… ещё
Интеграция между роботами, GNSS, лазерным сканиров…
Trimble и Boston Dynamics объявили о стратегическом альянсе для интеграции… ещё