Особенности изучения ледовых явлений при проведении инженерных изысканий

изучения

Расширение районов строительства в Российской Федерации в сторону северных регионы требует более внимательного и скрупулезного изучения ледовых явлений на водных объектах при проведении инженерных гидрометеорологических изысканий. К сожалению, существующая нормативная база не позволяет всесторонне учесть все ледовые явления, а некоторые из них вообще не учитываются. В обязательном Приложении Б СП 11-103-97 (основном своде правил по проведению инженерно-гидрометеорологических изысканий), приведен перечень опасных гидрометеорологических процессов и явлений. В этом перечне полностью отсутствуют ледовые явления, хотя большой их спектр можно отнести к таковым. К ним можно отнести ледоход (динамическое воздействие льда на береговые и мостовые сооружения), заторы и зажоры (опасные повышения уровня воды при их прохождении), перемерзание рек и водоемов до дна, наледи и другие.

При проведении изысканий для разработки проекта строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих сооружений согласно главе 7 СП 11-103-97 в случаях формирования высоких уровней воды вследствие возникновения заторов и зажоров льда в состав инженерных изысканий необходимо включить наблюдения за весенним, а при необходимости и за осенним ледоходом. Понятно, что такое выполнить при современных тенденциях в изысканиях, когда они проходят за один сезон, обычно летний, а попасть в район работ при прохождении ледохода бывает вообще невозможно или очень дорого. При этом единовременное наблюдение за ледоходом никаких количественных характеристик заторов и зажоров не принесет. Из других обязательных ледовых характеристик, которые необходимо получить при изысканиях для сооружений, есть только наивысший уровень ледохода, при этом другие характеристики полностью отсутствуют.

Следует отметить, что перечень обязательных для проектирования водозаборов и выпусков стока, автомобильных и железных дорог, ВЛ и подстанций, трасс магистральных трубопроводов, объектов речного транспорта, гидрологических характеристик ледового режима согласно таблицам 9.1-9.8 СП 11-103-97 довольно полный, отражающий все возможные риски и опасные их проявления.

К сожалению, методические основы определения характеристик ледового режима оставляют желать лучшего. В современном своде правил по определению основных расчетных гидрологических характеристик СП 33-101-2003 нет ни слова о ледовых явлениях. Это же относится и к старому СНиП 2.01.14-83. Единственным действующим современным нормативным документом, в котором даны рекомендуемые методы определения ледовых характеристик, является Пособие к СНиП 2.05.03-84 «Мосты и трубы» (ПМП-91), выпущенный 20 лет назад.

На данный момент это наиболее полный и подробный норматив по исследованию ледового режима. Во-первых, в нем четко прописаны методики его полевых исследований, в том числе и по изучению наледей. Во-вторых, даны подробные методы расчета основных ледовых характеристик (толщина льда, параметры льдин, уровни первой подвижки льда и высокого ледохода, заторные и зажорные уровни), причем их можно получить при недостатке и при полном отсутствии данных наблюдений. В третьих методики даны для рек, как с ненарушенным, так и с нарушенным бытовым режимом.

Однако данный нормативный документ написан для условия проектирования автомобильных и железных дорог, для других сооружений требуются другие наборы параметров, другие методики расчета. За 20 лет из-за климатических колебаний изменились карты ледовых процессов, даты их начала и окончания, региональные эмпирические зависимости.

Из других существующих нормативных документов, в которых отражены изыскания ледовых явлений, можно выделить ВСН 137-89 (Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-востока СССР), выпущенный Минтрансстрой СССР в 1991 г., в котором подробно расписаны виды ледовых изысканий при проектировании автозимников, а также требуемые для этого параметры.

Таким образом, можно констатировать факт, что на данный момент нормативная база по исследованию ледового режима гидротехнических сооружений при проведении инженерно-гидрометеорологических изысканий устарела и недостаточно полно отражает все ледовые процессы. Особенно это относится к методикам расчета характеристик ледовых процессов.

Публикации

Hexagon выпускает Luciad 2020.1
Подразделение Hexagon Geospatial запустило Luciad 2020.1, существенное… ещё
VeriDaaS планирует проект по картографированию LiD…
VeriDaaS Corp., компания, занимающаяся геопространственными решениями,… ещё
Esri UK в партнерстве с Heliguy
Esri UK объявила о новом партнерстве со специалистами по дронам Heliguy… ещё
Интеграция между роботами, GNSS, лазерным сканиров…
Trimble и Boston Dynamics объявили о стратегическом альянсе для интеграции… ещё